Экспертное заключение Управления Минюста России по Тамбовской области от 16.07.2015 N 765 "На Закон Тамбовской области от 27.12.2007 N 334-З "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" "
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. № 765
НА ЗАКОН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.12.2007 № 334-З "О
НАДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ
РАЙОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН" (В
РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.10.2011 № 64-З, ОТ
25.07.2012 № 180-З, ОТ 07.11.2013 № 332-З, ОТ 11.06.2015 N
542-З)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, провело правовую и антикоррупционную экспертизы Закона Тамбовской области от 27.12.2007 № 334-З "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" (в редакции законов Тамбовской области от 07.10.2011 № 64-З, от 25.07.2012 № 180-З, от 07.11.2013 № 332-З, от 11.06.2015 № 542-З) (далее - Закон).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие Закона Тамбовской области от 11.06.2015 № 542-З "О внесении изменений в статью 4 Закона Тамбовской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" и статью 1 Закона Тамбовской области "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан". Текст нормативного правового акта размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 17.06.2015, на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 16.06.2015 № 3893.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются общественные отношения, направленные на наделение администраций муниципальных образований государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, что в соответствии с подпунктами "к" и "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в редакции от 20.04.2015 № 101-ФЗ) (далее - СК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 174-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 22.12.2014 № 432-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 48-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 317-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
Таким образом, Закон принят во исполнение норм федерального законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не установлено.
Форма и текст Закона соответствуют правилам и приемам юридической техники.
Заместитель начальника
Ю.Н.Митина
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. № 765
НА ЗАКОН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.12.2007 № 334-З "О
НАДЕЛЕНИИ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ
РАЙОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН" (В
РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.10.2011 № 64-З, ОТ
25.07.2012 № 180-З, ОТ 07.11.2013 № 332-З, ОТ 11.06.2015 N
542-З)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, провело правовую и антикоррупционную экспертизы Закона Тамбовской области от 27.12.2007 № 334-З "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" (в редакции законов Тамбовской области от 07.10.2011 № 64-З, от 25.07.2012 № 180-З, от 07.11.2013 № 332-З, от 11.06.2015 № 542-З) (далее - Закон).
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие Закона Тамбовской области от 11.06.2015 № 542-З "О внесении изменений в статью 4 Закона Тамбовской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области" и статью 1 Закона Тамбовской области "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан". Текст нормативного правового акта размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 17.06.2015, на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru) от 16.06.2015 № 3893.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются общественные отношения, направленные на наделение администраций муниципальных образований государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, что в соответствии с подпунктами "к" и "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в редакции от 20.04.2015 № 101-ФЗ) (далее - СК РФ), федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 174-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 22.12.2014 № 432-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 48-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015 № 317-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 48-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
Таким образом, Закон принят во исполнение норм федерального законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не установлено.
Форма и текст Закона соответствуют правилам и приемам юридической техники.
Заместитель начальника
Ю.Н.Митина
------------------------------------------------------------------